«- Я не могу поверить!
– Вот и неудачи…»
«- Нет! Не пробуй. Сделай…»
Магистр Йода из саги «Звездные Войны»

В арсенале стимулирующих высказываний Паттабхи Джойса есть максима бесстрашия «No fear! You do!”, или “Не бойся! Делай!» На днях мне попался один принцип, который позволил взглянуть на нее под другим, более осмысленным углом. Открыл и сформулировал его Эмиль Куэ (1857 – 1926), французский психолог и фармацевт, известный больше всего за свой метод самовнушения (повторения фраз типа ««С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше» и пр.) Итак, интересущий нас принцип, получил название «закона обратного эффекта» (law of reverse effect, Loi de l’effort converti) . Куэ формулирует этот закон следующим образом:

1. Если имеет место конфликт между волей и воображением, то во всех случаях – без исключения – побеждает воображение.
2. В конфликте между волей и воображением сила воображения возрастает пропорционально квадрату волевых усилий, прилагаемых для борьбы с воображением.

boroda

То есть, если человек пытается что-то сделать, но внутренне убежден, что он не может этого сделать, то внутреннее сопротивление его Бессознательного нейтрализует все его волевые усилия.
Поэтому если в воображении человека присутствует идея ”я не могу этого сделать”, то чем больше человек будет напрягать свою волю, пытаясь заставить себя осуществить свой замысел – тем большее внутреннее сопротивление вызовут его волевые усилия.
Ведь наше Бессознательное гораздо сильнее Сознания, и оно не терпит никакого насилия над собой. Оно как бы ”переворачивает” энергию воли, обращая эту энергию против самой воли.

Несколько примеров из жизни:

  • утром больше всего хочется спать именно тогда, когда пора вставать;
  • тот, кто пытается отвлечься от шума, который его раздражает, начинает думать только об этом шуме – и ни о чем другом;
  • стараясь заснуть изо всех сил, человек лишь вызывает бессоницу
  • тот, кто старается все предусмотреть, обязательно забудет самое необходимое;
  • мы забываем, куда мы положили самую важную вещь, и чем важнее вещь, тем труднее вспомнить, где она;
  • тот, кто хочет не думать о чем либо, сделает нежелательную мысль совершенно неотвязной…

Или ситуация, когда человек впервые садится на велосипед. Дорога шириной метров 20, по которой можно проехать даже с завязанными глазами. Новичок, конечно же, внимательно осмотрит ее на предмет потенциальных опасностей и заметит, что на обочине каждые 10 метров стоит небольшой ограждающий столбик. В него даже опытный велосипедист при желании не всегда сумеет попасть, но новичка к столбику начинает тянуть, как будто против его воли. В результате они встречаются, и страх врезаться в будущем снова только возрастает. Круг замкнулся.

Итак, если в воображении содержится идея ”я не могу”, то, несмотря на все волевые усилия, человек не сможет достигнуть цели. Причем чем интенсивнее будет усилие воли, тем более катастрофическим будет результат.
В таких случаях люди часто приходят к печальному выводу: ”ЭТО сильнее меня”. Правда, никто не может сказать, что такое ЭТО. Куэ предлагает более конкретную формулировку:

       ”Ваше воображение сильнее вашей воли. Ваше неверие в то, что вы можете сделать что-либо, всегда сведет на нет все ваши волевые усилия”.

Поэтому надо всего лишь изменить идею, которая овладела нашим воображением. Чтобы сделать что-то, следует внушить себе: ”Я могу сделать это”.

Открытию Эмиля Куэ чуть больше века, и Паттабхи Джойс, вероятно, подкреплял свою максиму знанием, куда более древним. Много тысяч лет назад Патанджали сформулировал одну из сутр так: prayatna shaithilya ananta samapattibhyam (2.47) – «(асана случается), когда происходит расслабление усилия и сосредоточение на бесконечном». Нормальный человек выбирает «нормальный» вариант действий, изо всех сил стараясь достичь позы. А Патанджали говорит: «Если ты совершаешь слишком большое усилие, ничего не выйдет. Никакое усилие не позволит этому произойти». Усилие должно быть полностью расслаблено, так как усилие является составляющей воли, а воля противоположна отпусканию, преданию себя и признанию себя несостоятельным. Если вы стараетесь что-то сделать, вы не позволяете это сделать Богу. Например в случае со сном, когда вы сдаетесь и говорите себе: «Ладно, пусть это будет сделано Тобой. Если ты ниспошлешь сон – прекрасно. Если же нет – это тоже не менее прекрасно. У меня нет никаких претензий. Я не ропщу. Тебе виднее.»

В еще одной известной (так как понятной даже без комментария -_-) сутре Патанджали 1.33 мы читаем:  maitri karuna mudita upeksanam sukha dukha punya visayanam bhavanatas citta prasadanam – «дружелюбный к счастливым, сострадательный к несчастным, почитающий добродетельных и не порицающий порочных, ум пребывает в невозмутимом спокойствии». «Upeksha» – прекрасное слово, используемое Патанджали, которое не означает ни вражду или неприятие, ни избегание. Это просто равнодушие без какого-либо отношения. Это важный момент, так как мы можем проявлять безразличие, но с неким оттенком отношения. Разница может показаться незначительной, но, когда вы заняли некую позицию, в нем будет скрываться тонкое осуждение. И когда мы против чего-либо, то глубоко внутри объединяемся с этим. Равнодушие же означает просто: «Кто я такой, чтобы судить?» Вы думаете о себе: «Кто я такой? Как я могу решать, что есть зло, а что – добро? Кто знает?» Разберись хотя бы с самим собой. Если сумеешь, то уже одного этого будет более, чем достаточно. Будьте более осознанными и внимательными, тогда равнодушие придет к вам, не окрашенное никаким отношением.

На практике это означает, что, направляясь к цели, следует выбирать те мысли и чувства, которые будут сопутствовать цели, когда она уже будет достигнута. Например, чтобы бросить курить, гораздо более эффективным будет думать о том, как здорово обладать энергией, иметь сильные легкие, спокойный ум и самоконтроль, вместо того, чтобы концентрироваться на вреде, наносимом дымом и никотином, или чувстве стыда за пагубное пристрастие.

В заключение озвучу следующее, не менее практическое, высказывание Шарата, которое, на мой взгляд, тоже будет подходящим: «Кто хочет много – получает мало, кто хочет мало – получает много, а кто не хочет ничего – получает все».

Сама заметка была задумана после прочтения этого хитрого закона у Ошо в «Йога Сутра: Альфа и Омега». Оттуда же взяты многие цитаты.

Дима Барышников