В комментариях Свами Сарвананды на Тайттирия Упанишаду мне особенно понравилось одно замечание по нашим Кошам.

Аннамайя Коша пронизана четырьмя кошами (Пранамайя и остальные). Схожим образом Пранамайя Коша пронизана тремя кошами, Маномайя – двумя, а Виджнянамайя – одной. Аннамайя наполнена Пранамайей, как змея “наполнена” веревкой (когда веревку по ошибке принимают за змею). Аннамайя – следствие Пранамайи, и является чистой фантазией/иллюзией. Как говорят Шрути (писания): “Любое следствие – лишь имя, творение речи”.

От себя для ясности добавлю, что “змея-веревка” – один из самых частых примеров, который используют писания и учителя для объяснения многих феноменов. В сумерках человек шел по лесу и увидел в траве змею, он надолго замер от страха, но потом решился подойти ближе и понял, что это была веревка. Куда же делась змея? Она исчезла в нашем уме. Так же и наша идея о теле будет исчезать коша за кошей. (Как змея сбрасывает кошу -_-).

Taittiriya Upanishad


Садгуру: истинное значение бандх в практике йоги (Часть 1)

Направляя Свои Энергии

Это важно, потому что йога не ограничена одним лишь изучением 33 или 84 асан, она имеет дело с механикой жизни. В этой механике столько всего, что даже если вы посвятите ее изучению сотню жизней, то все равно до конца не узнаете. Никто не может сказать, что полностью ее познал. Вы знакомы с ней настолько, насколько это актуально/насущно для вас. Но если вы желаете погрузиться глубже, вас ждет гораздо больше этого.

Бандхи – это измерение йоги, где, возвращаясь к нашему примеру, вы учитесь сжимать кулак без использования тела. По началу вы используете тело. Но постепенно вы должны дойти до того, чтобы без каких-либо действий телом вы могли удерживать любой замок, где пожелаете. Есть восемь типов замков, но в основном мы обучаем только трем, так как для большинства лишь эти три актуальны. Потребуется определенное количество практики прежде, чем вы сможете перейти к другим аспектам. Если вы обладаете достаточным движением в своем энергетическом теле, если оно стало более-менее послушным, тогда вы можете применять все восемь типов замков, что позволит вам совершать такое, о чем большинство людей даже и не мечтало.

Даже с теми тремя замками, что вы делаете, мы постепенно хотим, чтобы вы достигли такого уровня, когда вы способны запирать их без использования мышечной системы. Сперва вы должны добиться идеального физического выполнения замков. Затем, если захотите, вы можете достичь того, чтобы без использования своей мышечной системы, вы сумеете применить любой желаемый замок. Вы сможете применить определенный замок так, чтобы энергия сфокусированно направилась на ту активность, что вы хотите сделать. Эта активность будет проделана великолепнейшим образом, потому что ваши энергии сфокусированны на ней и ни на что другое не растрачиваются. Таким образом, бандхи – по сути, ваша способность запирать/сохранять и направлять вашу энергию, куда захотите.

К примеру, вы хотите что-то сказать -для этого вашей энергии нет необходимости растекаться повсюду. Если вы умеете управлять своей энергией, вы можете просто удерживать ее там, где она вам нужна для определенной активности. Избыточное ненужное движение вашей энергии делает вас неэффективным, малопроизводительным. Если вы хотите пойти в одном направлении, а ваше тело идет куда-то еще, будет такое эффективным? Схожим образом и ум – излишнее движение вашего ума делает вас неэффективным. Если вы хотите что-то сделать, а ваш ум где-то блуждает, то хорошо сделать не выйдет. Когда физическое тело не делает того, что вы хотите, вы абсолютно лишены контроля. Когда ваше ментальное тело не делает того, что вы хотите, вы в некоторой степени лишены контроля. Чем более утонченна и совершенна ваша активность, тем больше вы будете замечать, что без полной сфокусированности на ней, вы не сможете ее совершить. Йога – это очень выверенная/утонченная активность.

Продолжение следует!

Оригинал статьи здесь.