УМ СТРЕМЯЩЕГОСЯ

Отрывок* из психологического исследования Свами Шивананды (из методического пособия «Садхана» ашрама Шивананда йоги).

“Человек, который искренне встает на духовный путь и начинает систематически практиковать садхану, встречается лицом к лицу с определенными трудностями и переживаниями, приносящими разочарование. Это может испугать и обескуражить начинающего. Но эти проблемы и препятствия являются обычными для многих стремящихся. Поэтому о них важно знать и правильно понимать методы их преодоления.

Предвзятые идеи

Многие садхаки (духовные стремящиеся) начинают свою духовную жизнь с хорошо распространенных предвзятых мнений о садхане, реализации, гуру и т.п. Но истинная духовная жизнь часто очень отличается от того, что подобный человек так хорошо себе представляет.

– Обнаруживается много вещей, расходящиеся с умственными представлениями ученика. Реальность временами оборачивается абсолютно противоположной наивно взлелеянным, заранее сформированным идеям.
Чаще всего новички неспособны примириться с этими внезапными ударами и неожиданными открытиями. Они быстро возвращаются к своим первоначальным заблуждениям и плотской жизни.
Это величайшая ошибка. Несравненная драгоценность была схвачена, а затем глупо отброшена. Теряется бесценная возможность. Ум опять будет усиленно гоняться за теми же самыми привычками. Стремящийся не хочет отпускать взлелеянные концепции. Эго цепляется за них. Например, таковым может быть определенное представление о том, что составляет садхану. Или человек воображает, что тот, кого он соглашается считать своим гуру, назначит ему определенную садхану. Если этого не происходит, появляется неудовлетворенность.

– Бывает, что стремящийся думает, что Гуру должен вести себя определенным образом. Если последний так не делает, преданность ученика убывает. Припадать к стопам Гуру, а затем начать сомневаться или вести себя с неприязнью – самая ужасная и колоссальная ошибка, которую может совершить стремящийся. Это удар ножом в корень садханы и духовной жизни.

Часто садхак вступает на путь со своей особой оценкой собственного духовного развития и достигнутой им стадии. В действительности, один Бог знает, где точно мы находимся. Однако садхак действует согласно своим ранее сформированным понятиям. Когда последующие события доказывают его неправоту, появляется разочарование, а энтузиазм пропадает. Все это в совокупности вредит. Быть жертвой обманутых надежд и разочарований в самом начале духовной жизни – ужасное препятствие. Оно калечит способность и побуждения к садхане. Многое теряется, появляется отвращение к духовной жизни.

Приступайте к садхане с энтузиазмом и радостью. Лучше всего начинать жизнь в садхане с открытым умом. Освободитесь от мешающих предвзятых мнений, созданных вашим собственным эгоизмом.

Приходите к духовной жизни с чувством искреннего восприятия, с мыслью научиться. Будьте готовы разумно адаптироваться к ним вместо глупого желания подогнать их к вашей собственной ментальной модели. Без такого отношения ваша садхана не начнется гармонично. Вы впадете в уныние, из которого очень трудно выйти. Оно будет отбрасывать тень на всю последующую садхану, драгоценные годы будут потрачены впустую. Тьяга (отречение) от любимых представлений и особый образ мышления совершенно необходимы в случае, если вы хотите вступить на путь и беспрепятственно идти по нему. Затем, идя дальше, вы постепенно сами все будете понимать. Вещи будут проясняться для вас одна за другой”.

С праздником Гуру Пурнима всех стремящихся! 🌺☀️

*За отрывок благодарим Оксану Халину, сертифицированного преподавателя Шивананда йоги ❤️