Наш автор Ольга после некоторых сомнений взялась за скользкую тему о связи анатомии и йоги. Опыт каждого долго практикующего студента периодически склоняет то в сторону «чистой» йоги, когда кажется, что анатомия только мешает и путает, то в сторону «святой» анатомии, когда какой-то элемент выстраивания тела кажется ключевым и волшебным. В чем сила, брат? Бог его знает! -_-
Книга же Дэвида хороша тем, что он старается помирить йогу с анатомией, приземляя последнюю в практическую плоскость разных действий, движений и форм. Отсюда и слово «функциональная» в названии книги, так как по определению функциональная анатомия изучает соответствие форм частей организма с их функцией.

Итак, анатомия и йога – какова на самом деле связь?

На прошлой неделе читала «Функциональную анатомию йоги» Дэвида Кайла (должна отметить, прочитала залпом). Обычно я к анатомии спокойно отношусь – в последнее время столько материалов по анатомии в различных йога-публикациях, а мне всегда казалось, что анатомия имеет достаточно опосредованное отношение к йоге… К моему удивлению, оказалось, что именно с отношения анатомии к йоге книга и начинается 😉

«Если для вас целью практики йоги  является познание природы самого себя, а не только прыжки на коврике, насколько глубоко вам требуется знать анатомию? По большому счету, если мы работаем с определением йоги по сутрам Патанджали, йога- это остановка флуктуаций ума… Причем тут собственно анатомия? Ну, если честно, не очень-то причем… А вот что является нашим основным средством для достижения этого состояния? Как мы достигаем этого состояния? Ответ очень простой – через свою собственную исследовательскую лабораторию нашего тела… Все эти прыжки на коврике – это наш метод изучения тела на самом глубоком и кинестетическом уровне. Именно здесь точка >пересечения анатомии с асаной».

Отличие книги Дэвида от других работ, в том, что Дэвид работает с телом, как единым, постоянно изменяющимся живым организмом, без сведения лишь к отдельным его анатомическим составляющим. Практика аштанга йоги меняет не только наше физическое тело, но также наши привычки, эмоции и, конечно, мысли и отношение к себе и окружающему миру. И анатомия – это только один из компонентов, но при этом никак не менее важный, чем все остальные.

Каждая асана требует определенной техники, а также компоненты силы и гибкости, синхронизацию дыхания, фокус… У меня, например, как минимум год, ушел на работу над прогибами, и, вроде бы, в рамках Первой серии все уже было отлично, но, как только начала Вторую, возникло такое упорное ощущение, (оно, собственно, пока так и не ушло!) что спина деревянная, а ноги – ватные 🙁 Несмотря на все мои благие намерения, как только дохожу до Капотасаны, дыхание мгновенно учащается, и мое тело начинает жить своей собственной жизнью, используя все имеющиеся ресурсы на 200 процентов, и упорно обходя те моменты, над которыми и нужно было поработать. На пределе своих физических возможностей тело как бы отключается от разума и включается инстинкт самосохранения – а, может быть, именно в такие моменты всё, что обычно прячется в непрекращающихся флуктуациях разума, выходит на поверхность…

Дэвид пишет: «Мы иногда подолгу работаем над определенной позой и не видим никаких изменений. И наоборот, иногда очень простая корректировка имеет драматический эффект в течение нескольких дней. Если изменение не происходит сразу же, то возникает непреодолимое желание «найти решение». А этот подход чреват губительными последствиями. Вы спросите, почему? А потому, что такой подход выводит нас из состояния непосредственного переживания (реальности) и возвращает в (привычное нам) состояние обдумывания.

Вот именно в такие моменты важно уметь «отпустить». Мы знаем, что изменение – это залог жизни. Желание позитивного изменения само по себе очень конструктивно, но когда оно заходит слишком далеко, это может иметь негативный эффект на другие элементы нашей практики. Наши усилия форсировать изменение могут привести к тому, что весь фокус смещается исключительно в одну сторону. Умение «отпускать» и принимать вещи такими, какими они являются – критично. А лучший путь к такому подходу «все-приятия» – это помнить о том, что абсолютно наверняка всё  меняется с течением времени».

Книга при этом достаточно академическая – в первой части (Функциональная Анатомия) Дэвид детально разбирает анатомию ступни и пятки, колено, тазобедренный сустав, таз, позвоночник, плечевые и лопаточные мышцы и суставы, руку, запястье и локоть. Во второй части фокус на анатомии асан: наклонов, вращения бедра наружу, скручиваний, балансов на руках и прогибов. Разговор о наклонах, например, начинается с того, что уже в Пашчиматтанасане мы задействуем просто все суставы и мускулы, находящиеся на задней стороне, включая ступню, икроножную мышцу, задние мышцы бедра, таз, позвоночник и всё остальное, вплоть до шеи и головы (благодаря наличию в теле фасции, соединительной ткани). При этом оказывается что то, как мы сгибаем тазобедренный сустав в наклонах сидя и стоя является движением прямо противоположным тому, к чему мы привыкли, так как таз в этом случае вращается вокруг бедренной кости (а нам чаще привычнее думать о движении ноги относительно неподвижного в целом таза).

«Почему эта разница в движении важна? Потому что она может изменить наше намерение, а также общее ощущение (асаны) в наклоне. Когда таз вращается вокруг головки бедренной кости при сгибании тазобедренных, любая или даже все задние мышцы бедра, участвующие в движении, могут ограничивать такое движение. Ткани, в первую очередь оказывающие сопротивление – это все задние мышцы (включая полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую, тонкую и большую приводящую)… Причем упрямые задние мышцы бедра – это еще полбеды. Менее очевидные ограничители в наклонах вперед – это внутренняя часть ступни, мышцы голени, и даже выпрямляющие позвоночник мышцы. Все они объединены соединительной тканью и функционируют вдоль «западной» (задней) части нашего тела».

Для меня это стало открытием дня – всегда использовала свои мышцы нижних конечностей (в основном, потому что они лучше развиты, чем верхние), а как только сознательно стала вовлекать лопаточные мышцы и растягивать позвоночник, Курмасана в пятницу ощущалась, как совершенно новая асана. Наверное, это один из «уроков» практики асан  – обращать больше внимание на те части тела, которые мы склонны по разным причинам игнорировать и менять свои привычки… Закончу еще одной цитатой из этой же главы:

«Наша работа состоит в том, чтобы как можно больше уравновесить свое тело и в том, чтобы верить, что это еще скажется на нашем уме и других привычках».

Автор: Ольга Губа
Книга: Functional Anatomy of Yoga